Наверх

Экспорт молочной продукции из РФ в 2016 году вырос на 10%

Экспорт молочной продукции из РФ в 2016 году вырос на 10%

 Увеличение объемов экспорта по предварительным итогам 2016 года отмечается по ключевым группам молочной продукции в структуре экспорта: мороженое (+30%, экспортировано 17,2 тыс. т на 38,2 млн USD), сырные продукты (+28%, экспортировано 22,6 тыс. т на 25,7 млн USD), цельномолочная продукция (экспортировано на 12% больше продукции – 48,0 тыс. т на сумму 25,7 млн USD), молочная сыворотка (в 2 раза больше, экспортировано 3,3 тыс. т на 2,9 млн USD), сливочное масло (на 9% больше, экспортировано 5,0 тыс. т на 12,5 млн USD), сыры и творог (+2%, экспортировано 25,2 тыс. т на 57,0 млн USD). По итогам 2015 года из России было экспортировано 670 тыс. т молочной продукции в пересчете на молоко (-7% в сравнении с 2014 годом) на общую сумму 252 млн USD (по оценкам Росстата, экспорт в 2015 году составил 606 тыс. т, что на 3,7% меньше объемов 2014 года). Структура экспорта по видам молочных продуктов остается относительно стабильной на протяжении нескольких лет. Наибольший удельный вес в экспорте (в стоимостном выражении) приходится на кисломолочную продукцию (26%), на втором месте – сыры и творог (22%), далее следуют мороженое (15%), сгущенные и сухое молоко и сливки (12%), цельномолочная продукция (10%), сырные продукты (10%), сливочное масло и другие молочные жиры (5%). При этом в сравнении с 2015 годом в структуре экспорта увеличилась доля сырных продуктов и мороженого, снизилась – сгущенного и сухого молока и сливок, кисломолочной и цельномолочной продукции, сыров и творога. В 2015 году было отмечено увеличение объемов экспортных поставок из России только цельномолочной продукции, экспорт других видов молочной продукции снижался. По итогам 2015 года объем экспорта цельномолочной продукции увеличился в 2 раза, с 20,2 до 43,0 тыс. т. В стоимостной оценке увеличение не настолько существенное (+6,5%, до 25,4 млн USD), то есть средняя цена на экспортируемую цельномолочную продукцию в долларовом эквиваленте снизилась (591,5 USD/т в 2015 году против 1 183,4 USD/т в 2014 году), что объясняется существенной девальвацией национальной валюты. Вместе с тем ослабление рубля по отношению к доллару и евро оказывается выгодным российским экспортерам (в случае заключения контрактов в альтернативных валютах), продукция становится более конкурентоспособной на мировом рынке. При этом недостаточный уровень самообеспечения населения страны, низкая производственная база в молочном животноводстве сдерживают развитие экспорта молочной продукции, как с точки зрения объемов, так и географии поставок. Таким образом, приоритетными экспортными молочными товарами для России являются: цельномолочная продукция, в том числе кисломолочная, мороженое, сыры и сырные продукты. Основными потребителями молочной продукции, экспортируемой из России, являются страны СНГ, прежде всего, Казахстан, Украина, Белоруссия, Таджикистан и Азербайджан. При этом доля Казахстана планомерно снижается (в 2013 году – 56%, в 2015 году – 48%, по предварительным итогам 2016 года – 45%), а доля Украины, напротив, растет (с 5% в 2013 году до 17% в 2016 году), что может быть связано с поставками безвозмездной помощи в Украину. Помимо стран СНГ российскую молочную продукцию импортируют также Китай, Абхазия, Монголия, Грузия, Израиль, США, Чили, Канада, Гонконг, Япония, Республика Конго, ОАЭ, Республика Корея и ряд прочих стран, в том числе европейских (Германия, Польша, Румыния, Болгария, Латвия и другие). Всего в 2014 году в страны СНГ было направлено 93% всей экспортируемой из России молочной продукции, в 2015 году доля стран СНГ в российском экспорте снизилась до 92%, а по предварительным итогам 2016 года составила 91%. Всего в страны СНГ (в основном, в Казахстан, Украину и Белоруссию) в 2016 году было направлено 673 тыс. т молочной продукции (в пересчете на молоко). На страны вне СНГ пришлось 63 тыс. т. Основной объем российской молочной продукции (вне стран СНГ) направляется в Абхазию, Монголию, Грузию и Китай. Вместе с тем в июне 2016 года была осуществлена поставка молочной продукции в Сирийскую Арабскую Республику: было поставлено 41 т сливочного масла на сумму 77,1 тыс. USD (средняя расчетная цена – 1,88 USD/кг, или 122,8 руб./кг). В 2015 году в Сирию было направлено молочной продукции на сумму 5,2 тыс. USD (молоко и сливки 1-6% жирн., сливочное масло и кисломолочная продукция). В 2012 – 2014 годах экспорт в Сирию молочной продукции из России не осуществлялся. В 2016 году значительно увеличились поставки молочной продукции в Китай, и хотя физические объемы поставок все еще остаются небольшими (около 1,7% в структуре экспорта по предварительным итогам 2016 года), в относительном выражении объемы поставок выросли в 3,7 раза в сравнении с тем же периодом 2015 года, до 12,7 тыс. т в пересчете на молоко на сумму 8,0 млн USD (в 3,2 раза больше, чем в 2015 году). Таким образом, Китай является одним из ключевых стратегических торговых партнеров и направлений расширения экспорта молочной продукции с учетом его статуса как крупнейшего импортера молочной продукции. Однако основной прирост экспорта отмечается в отношении мороженого, наращивание поставок других видов молочной продукции сдерживается действующими в Китае ограничениями на импорт молочной продукции. Конкурентными преимуществами российской молочной продукции при этом являются: сравнительно низкие логистические издержки (в сравнении, например, с поставками из Европы, Новой Зеландии и Австралии), возможность доставки молочной продукции в кратчайшие сроки после ее изготовления, высокое качество готовой продукции, рациональное соотношение "цена – качество". Недостаточный уровень самообеспечения населения России молочной продукцией, низкая производственная база в молочном животноводстве сдерживают развитие экспорта молочной продукции, как с точки зрения объемов, так и географии поставок. Для успешной реализации кампании по импортозамещению в молочной отрасли и реализации экспортного потенциала российских компаний необходимо, прежде всего, нарастить объемы внутреннего производства сырого молока, что возможно в текущих экономических условиях только путем применения эффективных инструментов государственной поддержки, направленных на поддержку кредитования экспортной деятельности, содействие российским товаропроизводителям и экспортерам в участии в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, организацию и проведение централизованной кампании по продвижению брендов российской молочной продукции на мировом рынке, ликвидацию административных барьеров при оформлении соответствующих документов. Дальнейшее наращивание объемов производства сдерживает повышение себестоимости производства, недостаточный уровень технической и технологической модернизации молокоперерабатывающих предприятий, недостаток сырого молока для производства молокоемкого сливочного масла и сыров, а также ограниченный платежеспособный спрос на молокоемкие продукты. Сравнительно высокие сроки окупаемости инвестиционных проектов сдерживают сегодня частные инвестиции в молочное скотоводство, при этом себестоимость производства и переработки молока в связи с девальвацией национальной валюты и недоступностью кредитных ресурсов (ввиду высоких процентных ставок) существенно увеличилась, а доходность производителей и переработчиков – снизилась. В результате модернизация и наращивание производства, которые необходимы в условиях задачи импортозамещения и развития экспорта, затруднены.


Источник: http://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/rinok-moloka-v-Rossii_9806.html
© Milknews - Новости молочного рынка